"УТВЕРЖДАЮ"
Заместитель Министра,
Председатель Координационного совета
Минобразования России по развитию тестирования
В.Д.Шадриков
17.12.99 г.

Принято на Научно-методическом совете
Минобразования России по проблемам тестирования
Протокол № 4 от 8 декабря 1999 г.

КОНЦЕПЦИЯ
централизованного тестирования в системе непрерывного
общего и профессионального образования

1. Введение

На современном этапе среди эффективных методов оценки образовательных достижений заметная роль отводится тестированию. Под тестированием понимается стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижений испытуемого или отдельных качеств его личности.

В последние годы практически во всех регионах нашей страны создаются и функционируют структуры, осуществляющие разработку тестовых средств для целей аттестации, для текущего контроля достижений школьников и студентов, для сбора информации об образовании в целях мониторинга его качества. Как правило, эти структуры не имеют достаточного финансового, научно-методического и материально-технического обеспечения для эффективного проведения тестирования и научных исследований в сфере педагогических измерений. Работа данных организаций не координируется по стране, отсутствует механизм обеспечения качества производимых тестов.

В настоящее время начала формироваться система централизованного тестирования, которую представляет Центр тестирования выпускников образовательных учреждений РФ при МПГУ. Основной целью проводимого тестирования является формирование более демократических условий приема в вуз, а также оказание мер социальной поддержки абитуриентов отдаленных регионов для поступления в вузы больших академических центров без затрат на переезды для сдачи вступительных испытаний. Тестирование предоставляется учащимся как дополнительная платная образовательная услуга, участие в которой имеет сугубо добровольный характер.

Министерство образования через Координационный совет по развитию тестирования в России и Научно-методический совет по проблемам тестирования разрабатывают общую стратегию по организации централизованного тестирования, а также осуществляет координацию и развитие научно-методического обеспечения централизованного тестирования.

Необходимость развития централизованного тестирования обусловлена интересами различных субъектов образовательной системы в независимой объективной оценке результатов обучения.

Создаваемая независимая система тестирования не отменяет и не заменяет сложившиеся методы контроля, способствуя повышению объективности, обоснованности и сопоставимости результатов. Централизованное тестирование становится полигоном внедрения современных методов педагогических измерений.

2. Основные положения

Основной целью централизованного тестирования является предоставление субъектам и пользователям системы образования независимой объективной информации об образовательных достижениях. Эта информация может быть использована при аттестации обучающихся на всех уровнях общего и профессионального образования, аттестации образовательных учреждений, конкурсном отборе в профессиональные образовательные учреждения, оценке состояния и выявлении тенденций развития системы образования, принятии управленческих решений. Информация об образовательных достижения может быть также использована обучающимися и их родителями в защите своих прав на получение образования по качеству не ниже установленного государством в нормативных документах и обществом для защиты от появления некомпетентных обладателей аттестатов, дипломов и прочих документов об образовании.

Особенностью централизованного тестирования , отличающей его от любого другого вида тестирования, являются массовость проверки и использование единого инструментария, на основе которого сравниваются результаты обследуемой совокупности тестируемых. Обеспечение технологичности используемого инструментария и процедур массовых обследований, связанное с необходимостью уменьшения трудовых и материальных ресурсов, ограничивает возможности централизованного тестирования в оценке результатов обучения в соответствии с целями образования. Проверка ряда умений (например, интеллектуальных, практических или коммуникативных) требует разработки сложного инструментария, привлечение достаточного количества проверяющих и использования специального оборудования, и следовательно требует больших финансовых затрат. В связи с этим централизованное тестирование не может быть единственным источником информации при принятии важных решений о выдаче аттестата или приеме на другой уровень (ступень) обучения. Результаты централизованного тестирования должны использоваться наряду с другими формами оценки образовательных достижений, например, устным или письменным экзаменом, собеседованием или интервью, осуществляемыми образовательными учреждениями. Именно такой сбалансированный подход использования результатов формализованного тестирования в сочетании с другими методами оценки считается наиболее перспективным и используется в большинстве стран мира с развитыми системами тестирования (США, Англия, Нидерланды, Япония и др.).

3. Задачи централизованного тестирования

Для достижения основной цели централизованного тестирования необходимо решить следующие задачи:

1. Создать структуру централизованного тестирования, обеспечивающую эффективное функционирование.

2. Разработать научно-обоснованный инструментарий централизованного тестирования.

3. Обеспечить стандартизированные процедуры организации и проведения централизованного тестирования, обработки, оценки и представления результатов.

4. Обеспечить информационную безопасность функционирования централизованного тестирования.

5. Обеспечивать широкое освещение результатов централизованного тестирования в средствах массовой и научно-педагогической информации.

6. Формировать кадровый потенциал системы централизованного тестирования путем создания специальной системы повышения квалификации.

7. Взаимодействовать с организациями, проводящими аттестацию образовательных учреждений и мониторинг качества образования.

8. Способствовать обеспечению преемственности требований различных образовательных этапов в системе непрерывного общего и профессионального образования.

9. Пропагандировать и внедрять методы объективного измерения в практику образования.

10. Содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в области оценки образовательных достижений.

Выполняя поставленные задачи централизованное тестирование будет способствовать повышению качества образования, обеспечению единого образовательного пространства, развитию государственной аттестационной службы, обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения страны и принятию обоснованных управленческих решений.

4. Принципы, регламентирующие функционирование системы
централизованного тестирования

В основу функционирования централизованного тестирования должны быть положены следующие принципы:
легитимности (соответствия деятельности в рамках централизованного тестирования законодательству Российский Федерации);
преемственности требований, предъявляемых на последовательных этапах в системе непрерывного общего и профессионального образования;
равных прав и возможностей для потребителей услуг централизованного тестирования;
научности (обоснованности используемых материалов и технологий);
связи качества контроля с качеством обучения;
внешнего контроля эффективности функционирования системы централизованного тестирования;
гласности (широкого освещения в средствах массовой информации и всестороннего обсуждения деятельности и результатов централизованного тестирования научно-педагогической общественностью и другими заинтересованными лицами);
конфиденциальности (неразглашения индивидуальных результатов без согласия тестируемого);
коллегиальности принятия решений по ключевым вопросам, связанным с организацией и проведением централизованного тестирования.

5. Основные этапы становления централизованного тестирования
и перспективы его развития

Становление системы централизованного тестирования в России предполагается реализовать в несколько этапов.

Первый этап (2000-2003). Создание Федерального центра тестирования, обеспечивающего централизованное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений; развитие научных исследований в области педагогических измерений; разработка нормативно-правовой базы; создание развернутой сети подготовки кадров с высшим профессиональным образованием в области педагогических измерений; разработка научно-методического обеспечения системы сертификации качества педагогических тестов; дальнейшее развитие технической и программно-инструментальной оснащенности процессов создания и применения тестов.

Характерная особенность данного этапа - пристальное внимание к качеству производимых тестов и к качеству процедуры их применения. Качество используемого инструментария в централизованном тестировании обеспечивается через систему сертификации тестовых материалов при Министерстве образования посредством экспертизы и анализа, в которых участвуют ведущие специалисты в области тестирования. Разворачивается система аттестации кадров, занятых в процессе производства и применения тестов, проводится аттестация, аккредитация и лицензирование различных центров тестирования как независимых, так и находящихся в системе централизованного тестирования на предмет подтверждения должного профессионализма в вопросах разработки и применения тестов.

В результате первого этапа создаются основные элементы структуры централизованного тестирования и закладываются механизмы обеспечения его качества и эффективности.

Второй этап (2004-2005). На втором этапе происходит становление функционирования системы централизованного тестирования и закладываются основы для централизованного тестирования в сфере профессионального образования.

Третий этап (2006-2010). На третьем этапе происходит интеграция системы централизованного тестирования, независимых специализированных тестовых центров различного уровня, учебных заведений и отдельных структур органов управлением образованием в рамках Федеральной системы тестирования в образовании.